Сходящееся косоглазие у детей — причины, лечение

Сходящееся косоглазие – это глазодвигательное расстройство, при котором одно либо оба глазных яблока отклонены внутрь. Клинические проявления патологии: периодическое или постоянное смещение глаза, двоение, нарушение стереоскопического и бинокулярного зрения. Для постановки диагноза выполняется визометрия, рефрактометрия, офтальмоскопия, определяется характер зрения и угол косоглазия. Консервативная терапия включается плеоптоортоптическое лечение, оптическую и призматическую коррекцию. При низкой эффективности показано оперативное вмешательство.

H50.0 Сходящееся содружественное косоглазие

Сходящееся косоглазие (эзотропия, конвергирующий страбизм) – заболевание, при котором оптическая ось глазного яблока отклоняется от точки фиксации в медиальном направлении. Распространенность эзотропии в возрасте от 6 мес.

до 6 лет составляет 1-2%. Согласно статистическим данным, у 20% пациентов с гиперметропией более +3,5 дптр развивается сходящееся косоглазие. Около 5% лиц с эзотропией имеют гиперметропию слабой степени.

Патология с одинаковой частотой встречается среди мужчин и женщин.

Сходящееся косоглазие

Острое сходящееся косоглазие возникает в ответ на повышение внутричерепного давления, что может быть следствием травмы, интракраниальной аневризмы, менингита. Прогрессивное нарастание симптоматики наблюдается при рассеянном склерозе, миастении, мальформации Киари I типа. Однако в большинстве случаев встречаются следующие причины болезни:

  • Рефракционные патологии. К страбизму приводит неполная коррекция гиперметропической рефракции. При высоком соотношении аккомодационной конвергенции к аккомодации (АС/А) эзотропия становится постоянной.
  • Нарушение вергенции. Фиброз мышечной ткани является причиной ограничения подвижности глазного яблока. Подобные расстройства встречаются при поражении нервно-мышечной системы на фоне заболеваний щитовидной железы (гипотиреоз, тиреотоксикоз).
  • Визуальная депривация. Сходящееся косоглазие наблюдается при невозможности сенсорного слияния. Это обусловлено снижением прозрачности оптических сред (бельмо роговицы, односторонняя катаракта, фиброз стекловидного тела) или поражением сетчатки и зрительного нерва.
  • Синдром Дуэйна. Это генетически детерминированная патология, которая развивается у пациентов при поражении гена SALL4. Данные аутопсии указывают на гипоплазию ядер, лежащих в области Сильвиева водопровода. Зачастую определяется атрофия отводящего нерва.
  • Травма. Перелом наружной стенки глазницы, сопровождающийся повреждением или компрессией латеральной прямой мышцы, ведет к внезапной эзотропии. Угол косоглазия увеличивается при кровотечении и нарастании гематомы. Ее рассасывание сопровождает восстановлением положения глаз.
  • Ятрогения. Сходящееся косоглазие является следствием чрезмерной резекции медиальной прямой мышцы глаза. Неправильная транспозиция латеральной глазодвигательной мышцы становится причиной страбизма. Это осложнение возможно устранить при повторном вмешательстве.

Сходящееся аккомодационное косоглазие формируется при наличии гиперметропии выше +3,5 дптр. Конвергентное смещение глазных яблок – следствие действия аккомодации. Увеличение соотношения АС/А характеризуется чрезмерной конвергенцией, что также приводит к появлению симптоматики эзотропии. Механизм развития неаккомодационного страбизма не изучен.

Патогенез острой формы заболевания связан с быстро нарастающей внутричерепной гипертензией. Увеличение в размере интракраниального новообразования затрудняет циркуляцию внутричерепной жидкости. Механическое давление на глазодвигательные нервы сопровождается отклонением глазных яблок. Подобные изменения возникают и при образовании новых очагов демиелинизации.

Сходящееся косоглазие прослеживается в остром посттравматическом периоде. Это обусловлено смещением костных стенок орбиты или массивным внутричерепным кровоизлиянием. Уменьшение выраженности отека и рассасывание гематомы способствуют восстановлению положения и подвижности глаз.

Заболевание может быть генетически детерминировано (синдром Дуэйна) или развиваться спорадически. Установочные движения глаз в пределе 5° принято считать нормой, 5-10° – микроэзотропией. Угол более 10° следует расценивать, как конвергирующий страбизм. В клинической офтальмологии сходящееся косоглазие принято классифицировать на следующие формы:

1. Врожденная (инфантильная). Редкий тип конвергирующего страбизма. Симптомы диагностируют в первые 6 мес. жизни. При этом у ребенка отсутствуют признаки поражения ЦНС как этиологический фактор.

2. Приобретенная. Выраженность клинической картины достигает своего пика после 7 лет. До момента появления признаков косоглазия функция бинокулярности не страдает. После их выявления зрение становится одночасовым или монокулярным. Различают следующие варианты:

  • Аккомодационный. Наиболее благоприятная форма болезни. Коррекция гиперметропии способствует снижению выраженности угла косоглазия. Это вызвано эффектом «разведения» глаз положительной сферой.
  • Неаккомодационный. Первые симптомы прослеживаются после 6 месяцев. Их возникновение не ассоциировано с аккомодационно-рефракционными показателями глаз. Назначение очковой коррекции не влияет на положение глаз.
  • Острый. Симптоматика дебютирует внезапно, без видимых предпосылок. Пациент четко указывает на время проявления первых признаков. До появления эзотропии отмечается бинокулярный характер зрения.
  • Механический. Является следствием ограничения подвижности или повышения тонуса экстраокулярной мышцы. В случае воспаления или травмы клиника прогрессирует быстро. При поражении щитовидной железы дисфункция нарастает в течение нескольких лет.

3. Вторичная. Возникает вследствие сенсорного дефицита или эффекта гиперкоррекции после оперативного лечения. Визуальная депривация влечет за собой сходящееся косоглазие чаще у детей до 5 лет.

Эзотропия может наблюдается в любом возрасте, однако чаще первые признаки диагностируются в возрасте до 6 лет. Время развития первых жалоб соответствует периоду, когда ребенок начинает интересоваться работой вблизи. Родители отмечают постоянное или периодическое отклонение глаза к носу. Симптоматика становится более заметной вечером, на фоне зрительной усталости.

При острой эзотропии на первый план выступают жалобы, связанные с основным заболеванием. Больные отмечают внезапное появление двоения, которое нередко сопровождается головокружением и головной болью. Клиническая картина наиболее выражена при работе на близком расстоянии. Для того чтобы облегчить свое состояние, пациенты закрывают один глаз.

Сходящееся косоглазие, обусловленное сенсорным дефицитом, характеризуется постоянным, чаще односторонним отклонением глаза. Выраженность симптомов одинакова, как на близком, так и на далеком расстоянии. Сопутствующие проявления – вертикальная девиация и снижение остроты зрения. Характерна высокая степень анизометропии.

При отсутствии своевременного лечения периодическое смещение глазного яблока сменяется постоянным.

Сходящееся косоглазие, которое развивается вследствие ятрогении, в детском возрасте приводит к ограничению подвижности внутренней прямой мышцы. Наиболее частое осложнение – амблиопия.

Также характерна потеря бинокулярного и стереоскопического зрения. Пациенты подвержены риску аномальной корреспонденции сетчатки. У взрослых частое осложнение – диплопия.

При обследовании пациента необходимо собрать анамнез, оценить подвижность глаз, способность к конвергенции и дивергенции. С целью выявления скрытого косоглазия выполняют тест с перекрыванием (cover-test). Врач-офтальмолог изучает положение глаз при фиксации взгляда на объекте, расположенном на расстоянии 40 см и 6 метров. Объективные методы диагностики:

  • Визометрия. Исследование проводят без коррекции и с очками пациента. Остроту зрения проверяют вблизи и вдаль. Зрение при наличии рефракционных аномалий зачастую снижено. При вторичной форме болезни зрительные функции могут соответствовать референсным значениям.
  • Определение характера зрения. Тест Уорса (четырехточечный тест) позволяет установить монокулярный, бионокулярный и одновременный характер зрения. Альтернатива – тест Баголини, принцип работы которого базируется на растровом разделении зрительных полей.
  • Измерение угла косоглазия. Определяется по Гиршбергу или при помощи синоптофора. Средняя величина варьирует от 5 до 15°. В редких случаях показатель достигает 40 призматических диоптрий. Угол вблизи может быть больше, чем вдаль.
  • Компьютерная авторефрактометрия. Дает возможность изучить тип рефракции пациента. Вначале проводят диагностику на узкий зрачок и подбирают пробную коррекцию для изучения наилучшей остроты зрения. После достижения циклоплегии исследование повторяют.
  • Офтальмоскопия. Осмотр глазного дна – вспомогательный метод диагностики, который осуществляется при вторичной природе заболевания. При повышении внутричерепного давления часто визуализируется застой диска зрительного нерва, расширение вен.

Схема лечения разрабатывается индивидуально для каждого пациента с учетом возраста, величины угла отклонения, наличия или отсутствия способности к фузии.

Вне зависимости от этиологии болезни основные цели терапии – достичь правильного положения глаз и бинокулярности. При сопутствующей амблиопии важным этапом является повышение остроты зрения.

В комплекс лечебных мероприятий могут быть включены:

  • Оптическая коррекция. При наличии рефракционной патологии показано назначение очков или контактных линз. Полная коррекция позволяет сформировать одинаково четкие изображения на сетчатке обоих глаз. Это условие – отправная точка в лечении. При непереносимости силу линз увеличивают поэтапно (с учетом адаптации пациента).
  • Призматическая коррекция. Офтальмологические призмы используются для обеспечения сенсорного слияния путем перемещения изображения ближе к фовеа. Их применение оправдано только, если угол косоглазия не превышает 10°. Изолированно призмы назначают при возникновении диплопии у больных с приобретенной формой болезни.
  • Плеоптоортоптическое лечение. Данный вид терапии применяется для повышения остроты зрения, улучшения способности к сенсорному слиянию, а также достижения окуломоторного контроля. Отдельные упражнения направлены на увеличение фузионных резервов, развитие вергенции.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство при сходящемся косоглазии проводится, если консервативная терапия не позволяет достичь ортофории. Ведущее показание – угол более 15 призменных диоптрий вдаль и вблизи при использовании полной оптической коррекции.

Однако при аккомодационной природе заболевания выполнение операции противопоказано из-за высокого риска индуцировать вторичное расходящееся косоглазие.

При врожденном страбизме рекомендовано осуществление хирургического вмешательства до 2-х летнего возраста.

При своевременном лечении возможно достичь ортофории, а также восстановить остроту зрения и бинокулярность. Неблагоприятным в прогностическом плане принято считать сходящееся косоглазие, сопровождающееся высокой степенью амблиопии и анизометропией.

Специфические превентивные меры не разработаны. Неспецифическая профилактика направлена на диагностику и лечение патологии рефракции и аккомодации.

Если в возрасте 2-3 лет нивелировать влияние аккомодационного усилия, то возможно предупредить развитие страбизма.

Сходящееся содружественное косоглазие у детей: причины, диагностика, лечение

Страбизм у детей может быть вызван разными причинамии и иметь разный птаогенез. Разберем сходящееся содружественное косоглазие у детей, рассмотрим методы диагностики заболевания, терапевтические и хирургические методы лечения.

  • Поделиться
  • Твитнуть
  • Поделиться
  • Класснуть
  • Отправить
  • Вотсапнуть

Что такое содружественный стробизм?

Косоглазие — нарушение бинокулярного зрения, которое возникает из-за отклонения оси глаз от точки фиксации. Глаза могут повернуться:

  • внутрь (эзотропия);
  • наружу (экзотропия);
  • вверх (гипертропия);
  • вниз (гипотропия).

Когда глаза не совпадают, прямой или непрямой глаз становится доминирующим. Сила зрения этого глаза остается нормальной, потому что сохраняется его связь с мозгом. Однако более слабый глаз не фокусируется должным образом, и его связь с мозгом нарушена.

Иногда косоглазие очень заметно. В других случаях это можно заметить только тогда, когда ребенок устал или смотрит на что-то очень внимательно.

Причины возникновения заболевания

Дети могут родиться с косоглазием или приобрести его в первые годы жизни. Часто это вызвано проблемами с мышцами, которые двигают глазами.

Каковы признаки косоглазия?

Большинство детей с косоглазием не жалуются на проблемы со зрением и не замечают изменений в восприятии мира. Обычно это замечает мама и обращается к врачу.

Дети в старшем возрасте могут жаловаться на двойное зрение (видя два предмета, когда виден только один) или им трудно видеть вещи вообще.

Если у вашего ребенка есть какие-либо из этих признаков или симптомов, сообщите об этом педиатру или офтальмологу, которые проведут необходимые диагностические тесты и установят диагноз.

Группа риска

Увеличить вероятность развития косоглазия могут следующие факторы:

  • Наследственность (косоглазие у одного или обоих родителей);
  • Недоношенность с весом менее 2 кг;
  • Нервно-мышечные заболевания;
  • Иммунологические заболевания;
  • Врожденные аномалии развития глаз или глазных мышц;
  • Миопия, астигматизм, дальнозоркость у ребенка;
  • Перенесенные инфекции, особенно — нейроинфекции.

Виды

В медицине выделяют несколько разновидностей страбизма. Две большие группы:сходящийся и расходящийся стробизм, среди которых существует несколько подвидов:

  • инфантильная ззотропия;
  • приспособительная эзотропия;
  • прерывистая экзотропия.

Прерывистая экзотропия может быть классифицирована на 3 типа:

  • базовый;
  • недостаточность конвергенции;
  • превышение дивергенции.

Начало обычно в раннем детстве. Это может быть вызвано болезнью, усталостью, ярким светом или мечтаниями.

Дети могут моргать, чтобы восстановить бинокулярную функцию или закрыть 1 глаз при ярком свете — симптом, который иногда впервые замечают родители. Некоторые дети могут также испытывать напряжение глаз или головные боли, поскольку они пытаются поддерживать бинокулярное зрение путем напряжения аккомодации и конвергенции.

Симптоматика сходящейся формы

У детей младшего возраста, у которых зрение еще не полностью развито (до 8 лет), частое или постоянное отклонение 1 глаза может привести к снижению остроты зрения при амблиопии в результате подавления монокулярного отклонения глаза.

Также у ребенка могут появиться сопутсвующие признки:

  • головные боли;
  • болезненность в глазах;
  • усталость в глазах;
  • чувствительность к яркому свету.

Наблюдайте за ребенком на предмет грубого смещения глаз и при необходимости сразу обращайтесь к специалисту.

Методы диагностики

В течение первых нескольких месяцев жизни глаза новорожденного могут иногда блуждать или сходиться к ночу. Но к тому времени, когда ребенку исполняется 4 — 6 месяцев, глаза обычно выпрямляются.

Если один или оба глаза продолжают блуждать внутрь, наружу, вверх или вниз — даже время от времени — возможно, это связано с косоглазием.

Поэтому необходимо проходить профилактические осмотры у офтальмолога в 1,6,9,12 месяцев.

Чем раньше диагностируется косоглазие, тем лучше результат лечения. Это связано с тем, что к 8 годам ключевые связи между глазами ребенка и мозгом формируются полностью.

:  Лечение глазных болезней: удаление халязиона

Лечение косоглазия может включать в себя:

  • очки;
  • глазную повязку;
  • препараты;
  • аппаратные методики;
  • хирургическое вмешательство

Иногда ношения очков достаточно, чтобы выровнять глаза. Если нет, ребенку назначают ношение специальной повязки на глаз. Этот патч заставляет слабый глаз выравниваться к оси зрения. Со временем мышцы косящего глаза становятся сильнее.

Если очки, повязка или капли атропина не могут исправить косоглазие, ребенку назначается операция на мышцах глаза . Хирургия включает в себя ослабление или сжатие мышц, которые вызывают блуждание глазного яблока.

Может ли заболевание пройти самостоятельно?

Чаще всего — нет. Мозг и зрительный аппарат привыкают к такому нарушенному положению глаз и не позволяют им встать на место, так как рефлекс будет возвращать их в ту же точку.

Плеоптические способы

Приложение MyEyeGym — это приложение для глазных упражнений, разработанное Сингапурским национальным глазным центром (SNEC) для людей с прерывистым косоглазием. Это позволяет пользователям выполнять различные типы упражнений, используя свои портативные компьютеры или смартфоны.

Хирургическое вмешательство

Перед операцией в кабинете офтальмолога проводится специальное обследование, чтобы оценить выраженость страбизма и определить, какие мышцы способствуют косоглазию, и какие мышцы необходимо ослабить или укрепить, чтобы улучшить положение. Эти предоперационные тесты помогают хирургу определить план процедуры. Часто оба глаза требуют хирургического вмешательства, даже если смещен только один.

Процедура

Хирургия косоглазия у детей требует общей анестезии. Перед операцией детям часто дают лекарства, чтобы облегчить их тревогу разлучения с родителями.

Веки осторожно раздвигают векорасширителями. Через конъюнктиву делается небольшое отверстие для доступа к мышце.

Затем мышца ослабляется, укрепляется или перемещается, чтобы изменить свое действие с помощью растворимых швов.

Большинство операций по косоглазию длится менее одного-двух часов, однако пациент будет находиться в хирургическом центре в течение нескольких суток, включая предоперационное и послеоперационное обслуживание.

Дети могут вернуться в школу или ДДУ через пару дней.Основным ограничением после операции является запрет на физические нагрузки в течение двух недель.

Потенциальные риски

Вероятность какого-либо серьезного осложнения после операции, которое может повлиять на зрение или самочувствие глаза, чрезвычайно редка. Тем не менее, существуют риски, в том числе:

  • Боль в глазах;
  • Покраснение;
  • Остаточное смещение;
  • Двойное зрение;
  • Инфекция;
  • Кровотечение;
  • Истирание роговицы;
  • Снижение зрения;
  • Отслоение сетчатки.

Насколько успешна операция?

Хирургия косоглазия является распространенной процедурой, и большинство пациентов получают значительное улучшение после операции. В некоторых случаях может потребоваться дополнительная операция или призматические очки для оптимального выравнивания глаз. Каждый случай косоглазия уникален и должен быть изучен лечащим офтальмологом.

Содружественное сходящееся косоглазие у детей и взрослых

Косоглазие или страбизм – это нарушение функции глазодвигательного аппарата, проявляющееся неправильной установкой глаз. Наиболее распространенной формой страбизма является содружественное сходящееся косоглазие.

Определение понятия

Важным критерием является нарушение бинокулярного зрения. То есть, пациент теряет способность видеть двумя глазами одновременно, соединяя два изображения воедино. Изображение каждого глаза воспринимается отдельно, слияния картинок в затылочной области головного мозга не происходит. При этом чаще всего мозг подавляет изображение с одного глаза.

Страбизм – это отклонение одного глаза от общей точки фиксации.

Содружественное косоглазие наиболее часто встречается в детском возрасте. Эта патология выявляется у 2% детей в возрасте до 7 лет. При этом функция мышц глаза не нарушается. Один глаз становится фиксирующим, другой – косящим.

Классификация заболевания

Среди сходящегося содружественного страбизма выделяют альтернирующий и монолатеральный тип. При монолатеральном страбизме один глаз всегда является фиксирующим. При альтернирующем косоглазии фиксирующую функцию выполняют оба глаза поочередно. То есть косит то один глаз, то другой.

Кроме того, выделяют постоянный тип заболевания и периодический. Постоянный тип предполагает постоянное отклонение косящего глаза от единой зрительной оси. При периодическом типе косящий глаз время от времени может занимать правильное положение.

Почему возникает косоглазие?

Страбизм относится к полиэтиологическим заболеваниям, то есть причин его развития всегда несколько. К основным причинам относятся:

  1. Нарушение аккомодации. К развитию заболевания могут привести любые нарушения аккомодации (миопия, гиперметропия, астигматизм), появившиеся в раннем детском возрасте.
  2. Анизометропия. Разная рефракция двух глаз является одной из основных причин развития страбизма, так как на хуже видящем глазу со временем развивается амблиопия. Глаз постепенно выключается из зрительного акта и отклоняется от своей зрительной оси.
  3. Врожденные пороки развития глазодвигательного аппарата, зрительных нервов, затылочной доли коры головного мозга.

Симптомы патологии

Признаки сходящегося содружественного косоглазия делятся на объективные и субъективные. Объективным признаком развития косоглазия является видимое отклонение одного глаза.

К субъективным симптомам заболевания относятся:

  • снижение остроты зрения;
  • наличие функциональной скотомы (состояние, при котором из поля зрения ребенка выпадает один или несколько участков изображения);
  • диплопия – выраженное двоение предметов;
  • нарушение бинокулярного зрения – ребенок не воспринимает увиденное изображение объемно.

Из-за нарушения бинокулярного зрения снижается способность ребенка адекватно оценивать расстояние до предмета, его положение в пространстве.

Признаком косоглазия является развитие амблиопии (“ленивого глаза”). Изображение с одного глаза полностью подавляется мозгом. В связи с этим даже после исправления косоглазия (то есть после упразднения анатомической причины), зрение может не восстановиться.

Функциональная скотома, развивающаяся в хуже видящем глазу, существует только при двух открытых глазах. Если прикрыть лучше видящий глаз, скотома исчезает, ребенок видит в пределах всего поля зрения.

Функциональная скотома приводит к амблиопии при монолатеральном типе косоглазия. При альтернирующем страбизме скотома появляется поочередно на левом и правом глазу, а значит, амблиопия не развивается.

Диагностика

Обследование у офтальмолога начинается со стандартной проверки остроты зрения при двух открытых глазах и каждым глазом в отдельности. При наличии аномалий рефракции проводится пробная коррекция очковыми линзами.

После этого врач выполняет проверку бинокулярного зрения. Для этих целей проводится четырехточечный тест.

На ребенка надевают очки с цветными стеклами и просят посмотреть на специальный аппарат с четырьмя цветными кружками. Если у пациента сохранено бинокулярное зрение, он увидит 4 кружка.

Если имеется амблиопия – 2 или 3 кружка, а если изображение от двух глаз не сливается в одно изображение, то – 5 кружков.

Затем врач проверяет работу глазодвигательных мышц. Пациент поочередно двигает глазами в 8 направлениях до крайних точек фиксации.

Невозможность переместить глаз в одну или несколько крайних точек исключает диагноз содружественного косоглазия и говорит о поражении мышц (то есть о паралитическом страбизме).

Если при закрывании фиксирующего глаза, косящий глаз возвращается к центральной оси, имеет место альтернирующее косоглазие.

Угол косоглазия, то есть величину в градусах, на которую отклоняется глаз, врач определяет с помощью офтальмологического зеркала. Для этих целей также используется специальный прибор – монобиноскоп.

Методы лечения косоглазия

Лечение косоглазия должно быть комплексным и включать в себя методы:

  • оптической коррекции;
  • плеоптики;
  • ортоптики;
  • хирургической коррекции.

Оптическая коррекция

Оптическая коррекция проводится при наличии аномалии рефракции и любого вида косоглазия. При небольших углах отклонения косящего глаза оптической коррекции бывает достаточно для устранения страбизма. Очки назначаются для постоянного ношения, контроль остроты зрения проводится каждые три месяца.

Плеоптическое лечение

Плеоптикой называется комплекс мер, направленных на устранение амблиопии. Плеоптическое лечение может включать в себя прямую, обратную окклюзию и пенализацию.

При прямой окклюзии из зрительного акта выключается фиксирующий глаз. Тем самым косящий глаз принимает на себя все зрительные функции, постепенно полностью включаясь в зрительный процесс.

Для окклюзии используются окклюдеры – пластиковые заслонки, надеваемые на стекло очков. Вместо пластиковых окклюдеров можно использовать самодельные тряпичные заслонки.

При обратной окклюзии из зрительного акта выключается косящий глаз.

Пенализация является более современным методом восстановления бинокулярного зрения. Она дает хороший эффект у детей до 5 лет. Суть пенализации заключается в намеренном ухудшении зрения лучше видящего глаза.

С этой целью пациенту назначаются очки с полной коррекцией косящего глаза и чрезмерной (в среднем на 3 диоптрии) коррекцией фиксирующего глаза.

Это позволяет сохранить участие обоих глаз в зрительном акте, при этом косящий глаз становится ведущим.

Отдельным видом плеоптического лечения является лазерная терапия. Она проводится с помощью монобиноскопа. Офтальмолог проводит локальные световые засветы сетчатой оболочки, стимулируя к участию в зрительном акте определенные группы нейронов.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство проводится при неэффективности других методов лечения косоглазия в течение 1,5 лет. Суть операции заключается в изменении равновесия противоположных мышц глаза. При содружественном сходящемся косоглазии хирург проводит укорочение наружной прямой мышцы косящего глаза и переносит место прикрепления внутренней прямой мышцы.

Ортоптическое лечение

Целью мероприятий ортоптики является восстановление бинокулярного зрения, то есть слияния изображений с двух глаз в одно единое. Ортоптическое лечение проводится, когда достигнута максимально возможная острота зрения косящего глаза.

Ребенок выполняет упражнения на специальном аппарате – синоптофоре. Пациенту предъявляются два раздельных изображения для каждого глаза. С помощью напряжения аккомодационного аппарата глаза ребенок должен соединить оба изображения в одно.

Отдельным видом ортоптики является диплоптика. При диплоптическом лечении на ребенка надеваются специальные призматические очки, отклоняющие изображение с косящего глаза в нужную сторону.

При этом методе лечения синоптофор не применяется. Лечение заключается в постепенном увеличении силы призматических очков.

В результате зрительный анализатор восстанавливает способность к самостоятельному слиянию изображений обоих глаз в единое целое.

Профилактика заболевания

Профилактика сходящегося содружественного косоглазия заключается в раннем выявлении аметропий, соблюдении гигиены зрения, правильном зрительном режиме. Чем раньше будет выявлено нарушение зрения, тем благоприятнее прогноз заболевания.

Материал: Сходящееся косоглазие (интропия) | Образовательная социальная сеть

Сходящееся косоглазие (интропия)

  • Краткая характеристика заболевания

Косоглазие — это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо и нарушением бинокулярного зрения. Детское косоглазие — это не только косметический дефект. При косоглазии один глаз теряет фокус из-за слабости мышцы.

Мозг получает разную информацию от обоих органов зрения, вследствие чего нервная система не может создать объемного изображения. Пораженный глаз вообще не участвует в зрительном процессе. Со временем он перестаёт «трудиться» и начинает косить. При этом заболевании нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора.

 Чаще всего данный вид косоглазия сочетается с дальнозоркостью средней и высокой степени.

  • Различают следующие ВИДЫ косоглазия:

По времени возникновения:

  • врожденное,
  • приобретенное.

По стабильности отклонения:

  • постоянное,
  • периодическое.

По вовлеченности глаз:

  • одностороннее (монолатеральное) отклоняется только один глаз.
  • перемежающееся (альтернирующее) отклоняются оба глаза.

По виду отклонения:

  • сходящееся (глаз направлен к переносице),
  • расходящееся (глаз направлен к виску),
  • вертикальное (отклонение глаза кверху или книзу),
  • смешанное.

Содружественное косоглазие также делится на:

  • аккомодационное;
  • частично-аккомодационное;
  • неаккомодационное.
  • Интропия — (сходящееся) глаз отклоняется внутри, к носу (к переносице).
  • Причины косоглазия
  • Причинами врождённого косоглазия могут быть:
  • —  наследственность;
  • — родовая травма;
  • — недоношенность.
  • Приобретённое косоглазие, как правило, связано с заболеваниями центральной нервной системы. Также к причинам относят:
  • — нервные стрессы;
  • — ушибы головы;
  •             — инфекционные болезни.
  • Вызывается сходящаяся форма косоглазия у детей следующими факторами:
  • всеми недугами органов зрения, которые грозят полной слепотой или сильным ухудшением зрения,
  • нарушениями рефракции, не поддающимися коррекции,
  • нарушениями в развитии глаз,
  • недугами, поражающими головной мозг.
  • Трудности у ребенка при данном заболевании можно наблюдать следующие: сходящееся косоглазие характеризуется кошением только одного глаза, что не очень хорошо для ребенка и всего организма в целом, ведь из-за этого может двоиться в глазах, нарушается бинокулярное зрение, может возникать головокружение, а также ребенку приходится поворачиваться, чтобы рассмотреть нужный объект.
  • при фиксации неподвижного предмета один из глаз находится в состоянии отклонения в какую-либо сторону;
  • может поочередно косить то левый, то правый глаз;
  • понижение зрения в отклонённом глазу;
  • ограничение или отсутствие движений косого глаза в сторону действия поражённых мышц;
  • вынужденное отклонение головы в сторону патологической мышцы;
  • наличие постоянного или периодического головокружения;
  • отсутствие объёмного зрения.
  1. Кроме того, косоглазие у детей постарше проявляется следующими жалобами:
  2. усталость глаз;
  3. нечеткое зрение;
  4. сильная чувствительность к свету;
  5. раздвоение предметов при взгляде на них.

Иногда косоглазие проявляется не сразу, а, например, ближе к вечеру, в период активности ребёнка. Дефект может проявляться периодически, и родители, как правило, думают, что ребёнок балуется, и порой не обращают на это внимание. Косоглазие требует безотлагательной коррекции. От своевременности лечения зависят результаты.

  • Рекомендации по зрительным нагрузкам:

Для детей со сходящим косоглазием рекомендована зрительная нагрузка № 5 с. 58 – 61 (источник Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт. –сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: учитель, 2013. – 123 с.)

  • Предполагаемые игры и упражнения:                               
  1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вверх – вдаль.

Продолжительность занятий 3-4 мин. 2 раза в день.

Цель: активизация фиксации взора.

  1. Работа с монокулярными фильмоскопами.

Продолжительность 4-5 мин. 2 раза в день.

Цель: активизация фиксации взора.

  1. Нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на леску.

Продолжительность занятий 5-7 мин. 2 раза в день.

Цель. Активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.

   4.    Вдевание нитки, лески, цветной проволоки в ушко иглы. Игла сделана из картона, Диаметр ушка 0,4 см, длина иглы – 15 см. Направление взора: вверх – вдаль. Продолжительность занятий 5 – 7 мин. 2 раза в день.

Цель:  активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.

Методические указания.

На расстоянии 0,5 см пробиваются дырочки диаметром 0,3 см. Сначала леска или цветная проволока протягиваются по прямым линиям, затем по простым контурным изображениям, рисунки постепенно усложняются. Картинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук.

Цель: повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

  1. Шнуровка: протягивание шнура через отверстия, сделанные на пластмассовой или картонной пластинке.

Методические указания.

Пластинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук так, чтобы взор был направлен вдаль.

Шнуровать можно двумя способами:

1. Так, чтобы шнурок все время попадал с лицевой стороны, тогда шнурок будет идти через края пластинки.

2. Ребенок пропускает шнурок один раз с лицевой, другой с изнаночной стороны, он может пальчиками другой руки наощупь находить дырочку.

Диаметр дырочек  должен постепенно уменьшаться, количество дырочек на пластинке должно увеличиваться. Продолжительность занятий 19 -15 мин 2 раза в день.

Цель: повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

Методические указания.

Для того чтобы взор ребенка был направлен вдаль, использовать приспособления: для домино – металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет, картинки – домино с подклеенными с обратной стороны Магнитками.

Величина доски 40 на 30 см. На маленьких карточках лото тоже наклеены Магнитки. Металлические доски устанавливаются на подставке под углом 45. Продолжительность занятий 10-15 мин.

Цель: активизация фиксации взора, развитие мыслительных процессов, закрепление навыков зрительного соотнесения предметов.

  1. Штриховка плоских шаблонов с использованием подставки.

Продолжительность 5 мин.

Цель: активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз т руки.

  1. Раскрашивание рисунков, укрепленных на доске на уровне глаз ребенка. Продолжительность 5 мин.

Цель: активизация фиксации взора, различение цветов. Развитие мелкой моторики рук.

  1. Рассматривание картинок на расстоянии. Описание картинок. Продолжительность занятий 3-4 мин.

   11. Рассматривание картинок, предметов на вращающемся диске.

Методические указания.

На диск (картонный или фанерный) наклеиваются предметы, либо картинки, размеры которых постепенно уменьшаются. Этот диск устанавливается на проигрыватель. Дети рассматривают картинки, называют их при вращении диска.

  12. Игра «Закорюка»

Методические указания.

На расстоянии вытянутой руки каждый ребенок одним движением  проводит линию на доске. В результате должен получиться какой — ни будь рисунок. Вначале на занятиях принимает участие педагог. Он должен своим штрихом вести  ясность в рисунок, объяснить, что он видит. В свою очередь ребята рассказывают, что видят они.

Цель: развитие воображения ребенка, зрительной памяти, развитие бинокулярного зрения, активизация фиксации взора.

13. Игра «Вакса – клякса»

Методические указания.

Заранее на листе бумаги ставятся кляксы и высушиваются. Дети пытаются найти сходство с чем – либо и дорисовать недостающие детали.

Продолжительность 10 – 15 мин 2 раза в день.

14. Перерисовывание рисунков через полупрозрачную бумагу (на аппарате с подсветкой).

Цель: повышение остроты зрения, развитие соодружественных движений глаз и руки.

  • Рекомендации по ограничению при физических нагрузках
  • Противопоказания:
  • — бег на скорость, соревновательный бег, ускорение;
  • — прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу;
  • — наклоны вперед/назад до касания руками пола, назад – мостик;
  • — резкие повороты/наклоны головы, туловища;
  • — натуживание, напряжение (поднятие тяжестей);
  • — кувырки вперед/назад;
  • — стойка на лопатках «березка»;
  • — игры-эстафеты соревновательного характера;
  • — смотреть перед собой, вниз, на предметы в руках, на нос.
  • Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом:
  • Детей при сходящем косоглазии необходимо правильно посадить за столы во время занятий:

 — ребенку со сходящимся косоглазием  необходимо найти место в центре;

— посадку производить с учетом попеременной окклюзии (т.е если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).

  • Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.
  • Демонстрировать пособия и изображения проводится на расстоянии не более 1 метра.
  • Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательное применением подставок.
  • Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
  • Зрительная нагрузка до 25 минут 2 – 3 раза в день.
  • Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.
  • Для тренировки подвижности глаз при сходящемся косоглазии рекомендуются игры с  взглядом вверх – вдаль.
  • Подготовка детей к лечению на аппарате

синоптофоре (с. 84 – 89) (предаппаратная подготовка).

Источник Малева З.П. подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. /З.П. Малева. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2011. – 127 с. – (Специальная коррекционная педагогика).

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счетными операциями, узнавать предметы в разных модальностях.

  1. Наглядный материал: парные карточки с изображением недостающих деталей, парные прозрачные картинки, картинки с «зашумленными» рисунками, сюжетные картинки.
  2. Упражнения: «Посади цыпленка в яйцо», «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком», «Узнай на «зашумленных» рисунках кто попался в сеть»,
  3. «Наложение предметов (вырезанных по контуру) на картинку»

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Запись на прием по телефону
или через форму
Данный сайт носит исключительно информационный характер и предназначен для образовательных целей, посетители сайта не должны использовать материалы, размещенные на сайте, в качестве медицинских рекомендаций. Компания "Остеомед" не несет ответственности за возможные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте. Материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставление услуг осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг. Просьба перед получением услуги уточнять цены у ответственных сотрудников группы клиник «Остеомед».
Рейтинг: 4.3/5- 2626 отзывов
Мы в соц. сетях
© 2020 ОСТЕОМЕД.
Сеть остеопатических клиник.